«Фермер»: точки роста

«Белгородская правда» в номере от 30 сентября под заголовком «Фермер»: точки роста» (автор Л. Курашик, генеральный директор розничной сети «Фермер») пишет о белгородской розничной сети продуктовых магазинов «Фермер», открытых в области для сбыта продукции фермерских и личных подсобных хозяйств.

Автор расскаывает:
«В «Белгородской правде» 6 сентября был опубликован материал под заголовком «Что скрывается под вывеской «Фермер»». В нем была сделана попытка рассказать о сложностях реализации продукции фермеров, о плюсах и минусах в работе одноименных магазинов. Да, сего ня, когда еще идет процесс становления торговой сет есть недостатки. В то же время хочу высказать и сво размышления.

Отношения должны быть партнёрскими
Вначале о «катастрофе» сбыта у фермера А. А. Михайловского из х. Власов Алексеевского района. В письме, полученном редакцией, фермер утверждает, что ему никто не помогает сбывать продукцию, и он вынужден «скармливать капусту и огурцы скотине». Между тем органами местного самоуправления А. А. Михайловскому было предложено поставлять продукцию в СССПоК «Алексеевские семейные фермы» для социальных нужд или в магазины «Фермер». Но он от этого отказался, решив самостоятельно организовать сбыт урожая. Причем А. А. Михайловскому и здесь помогли. С 15 июня для продажи выращенной продукции ему предоставляется (на бесплатной основе) торговое место на центральном рынке Алексеевки.

В настоящее время реализована практически вся фермерская продукция за исключением 700 килограммов капусты, которой А. А. Михайловский планирует торговать на городских ярмарках.

Случай, описанный в газете, типичен. Сделки на поставку фермерской продукции очень часто отличаются спонтанностью. Любая договоренность может моментально нарушиться, если у сельхозпроизводителя появляется возможность сбыть товар на сторону по более высокой цене.

Мы отвечаем за качество
Если говорить о качестве поступающей в магазины продукции, то необходимо отметить, что торговля сырым молоком «прямо из-под коровы» недопустима в розничной сети согласно техническому регламенту, и указать на ценнике имя фермера, в чьем хозяйстве произведено молоко, невозможно. Молоко собирается у владельцев коров молочным кооперативом, где производится его первичная фильтрация и очистка. Затем поступает на перерабатывающее предприятие, где превращается в сметану, творог и другие натуральные молочные продукты.

Одно из таких предприятий – Белгородская сыроваренная компания, расположенная в с. Великомихайловка. Здесь обеспечивается высокое качество первичной обработки молока и изготовления продуктов переработки молока (сметана, масло сливочное, твердые сыры).
Аналогичная ситуация и с мясной продукцией. Мясо в розничную сеть «Фермер» поступает в уже разделанном виде. Процесс разделки происходит в специально оборудованных сертифицированных разделочных цехах, с соблюдением определенных правил и ветеринарно-сани-тарных норм. Поэтому информация о фермере, вырастившем и поставившем мясо на разделку, известна только на пункте приема туши. И это тоже требование законодательства.

Кооперация поможет
Во всем мире фермерство опирается на систему кооперации, такую же систему выстраиваем и мы. Она состоит их трех этапов: производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. В решении этой задачи должна быть четкая схема взаимодействия всех заинтересованных сторон. Фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств поставляют свою продукцию в сельскохозяйственные потребительские кооперативы или на перерабатывающие сельскохозяйственные предприятия. Задача магазинов – представить эту продукцию на полках. А покупатели «проголосуют» за качество рублем.

Свою роль в этом процессе мы видим в пропаганде качественной фермерской продукции. Но усилий одной сети магазинов «Фермер» явно недостаточно. Хотел бы обратиться к руководителям агрохолдин-гов, розничных сетей и магазинов, работающих на территории области. Закупайте фермерскую продукцию у районных сельхозкооперативов. Продавайте ее в своих фирменных магазинах. Пусть в продаже будет больше натуральных продуктов, выращенных на белгородской земле. Пусть сначала это будет одна полка в вашем магазине – завтра это будет уже отдел. Покупатели оценят качество фермерской продукции, ее экологичность, а также вашу заботу об их здоровье. И тогда потребность населения в фермерских продуктах будет расти, а значит, будет увеличиваться доля их представленности на полках ваших магазинов.

А что на полках?
Тема ассортимента самая емкая для обсуждения.
«Фермер» – это магазин шаговой доступности, магазин «у дома», в котором хозяйка, возвращаясь с работы домой, может приобрести все необходимое к столу. Только так, предлагая покупателям фермерские продукты каждый день, рядом с домом, в удобной упаковке и по доступной цене, можно приучить их к потреблению таких продуктов не от случая к случаю, а постоянно.

Сегодня покупатель требователен к сервису, он не хочет идти в один магазин за молоком, в другой – за овощами и мясом, в третий – за напитками к праздничному столу. Поэтому продуктовая линейка в наших магазинах сформирована таким образом, что наряду с фермерской продукцией покупателю предлагается полный ассортимент товаров повседневного спроса.

Как вы думаете, покупатель ходил бы в «магазин у дома», если бы там были представлены только картошка, лук, морковь и сезонные ягоды? Вы же сами знаете, что белгородские фермеры не торгуют овощами зимой. А как быть пожилым людям, которые привыкли покупать социальный или ржаной хлеб? По этой причине мы не можем ограничиться только линейкой фермерской продукции.

В сезон «Фермер» торгует в основном местной продукцией: огурцами, кабачками, тыквой, яблоками, морковкой и зеленью, картофелем, капустой, редькой, свеклой, перцем. На зиму овощи и фрукты длительного хранения закладываем в хранилище – прошлой осенью закупили оптом 50 тонн картошки и в течение зимы удерживали цены на 10–15 процентов ниже остальных. Планируем сделать это и в текущем году.

Фрукты и овощи – самая сложная категория, она отличается сезонностью, и чтобы потребители не оставались без привычных фруктов и овощей в зимний период, нам приходится закупать у оптовиков.

Наличие же индустриальной продукции агрохолдингов и крупных перерабатывающих предприятий, таких как «Приосколье», «Агро-Бело-горье», «Губкинмясо», «Белгородский молочный комбинат», «Томмолоко», кондитерская фабрика «Белогорье», продиктовано стремлением представить покупателю качественный и пользующийся заслуженным спросом продукт.
Что касается наличия в магазинах «Фермер» памперсов по цене на 30–40 процентов дешевле, чем где бы то ни было в г. Белгороде. Да, это не фермерская продукция. Это проявление заботы о молодых мамах и экономия их времени и денег.

Еще хотелось бы отметить, что во всем мире цены на фермерскую продукцию выше индустриальных. Но, к сожалению, культура их потребления пока недостаточна. Поэтому, чтобы сохранить конкурентоспособность фермерских товаров с индустриальными, мы приняли решение о минимальной на нее наценке. И в этом – наша гражданская позиция.

Мы открыты для сотрудничества
В настоящее время с администрациями Белгорода, Яковлевского и Белгородского районов ведется работа по выделению мест для размещения магазинов «Фермер». Уже в 2012 году количество действующих магазинов как минимум удвоится.

Совместно с департаментом АПК и государственным унитарным предприятием «Семейные фермы Белогорья» ведется работа по формированию договоров на поставку продукции в розничную сеть магазинов «Фермер».

В местных средствах массовой информации выходят объявления о закупке розничной сетью «Фермер» продукции, произведенной на фермерских подворьях с указанием контактов для уточнения условий поставки и организации сотрудничества на взаимовыгодных условиях.

Мы участвуем в создании стабильно работающей самоокупаемой системы реализации, переработки и производства сельскохозяйственной продукции и приглашаем включиться в эту работу всех заинтересованных лиц. Только объединившись, совместными усилиями мы сможем решить поставленные перед нами задачи и улучшить качество жизни белгородцев».